Сценарий мероприятия по Географии «Всемирный день туризма. Посвящение в туристывеселый праздник на природе для детей и родителей Сценарий мероприятий для юных туристов

Праздник туриста. Поход "Родные просторы, родные края"

Автор: Анпилогова Любовь Николаевна учитель начальных классов МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад" Верхнемамонского района Воронежской области
Назначение: данный материал мероприятия будет полезен воспитателям пришкольных лагерей, вожатым лагерей, руководителям - педагогам уличных отрядов по месту жительства. Мероприятие рассчитано на детей 8 - 10 лет.
Цель: совершить увлекательный поход по родным просторам, в ходе которого ребята расширять свой кругозор о природе и достопримечательностях родного края.
Задачи: Формирование духовно - нравственных ценностей, воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе и культуре,
учит брать на себя и нести ответственность за общее дело и других людей;
учит рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Ход праздника:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный праздник. Праздник туриста. В нашей стране он отмечается в конце сентября. Но мы проведём его немножко пораньше в маленьком нашем дружном отряде. Вы сегодня получаете звание туриста. А кто такие туристы? Об этом нам расскажет Антон.
Мальчик:
Стихотворение «Туристы отважные люди»
Туристы – отважные люди,
Для них не бывает преград,
Любые дороги осилят,
Но всё же вернутся назад.
Они одержимы мечтою,
В душе – к путешествиям страсть.
Желаем больших приключений,
Чтоб жизнь на все сто удалась!
Воспитатель: Мы совершим поход по родным просторам нашего края.
_ Что мы возьмём в поход? Ответ на этот вопрос вы найдёте в загадках. Загадки нам загадает Марина.
Девочка:
Он с тобою и со мной
Шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками. (Рюкзак)
И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет,
А как спать в ней сладко.
Что это? (Палатка)
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой (Компас)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нём уху варить,
Чай душистый кипятить. (Котелок)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали.
Послушаем стихотворение.
Мальчик:
Собираемся в поход,
С нами воспитатель наш идет.
Она у нас отважный,
Поможет и подскажет.
- Что же взять с собой в поход?
- Слушайте сюда, народ:
Котелок, рюкзак, палатка -
И будет все в прядке.
В рюкзак мы сложим вещи:
Два пледа, свитера,
Носки, штаны, рубашки
И спички для костра.
Положим еще миски
И кружки для воды,
И соль мы не забудем,
И вкусненькой еды.
Воспитатель:
А теперь, отправляясь в поход, споём песню:
У похода есть начало,
А конца походу нет.
Мы прошли дорог немало,
Но огромен белый свет.

Припев:
Ты никогда, пожалуйста,
На белый свет не жалуйся,
Он переполнен тайнами
Необычайными.

Но не сделаешь ни шагу,
Сразу выбьешься из сил,
Если стойкость и отвагу
В трудный путь не захватил.

Пронесем мы через годы
Все, что начато с игры,
Наши дальние походы
И веселые костры.

Воспитатель: Ребята, вспомним наш девиз.
Все дети хором:
-Раз, два!

Три, четыре!
-Это кто шагает в ряд?
- Младших школьников отряд.
- Сильные, смелые, на солнце загорелые.
Воспитатель: ребята, давайте остановимся возле памятника погибшим нашим односельчанам в годы Великой Отечественной войны.

Споём в их честь песню.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте люди никогда
Об это не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
Воспитатель: Почтим память героев минутой молчания.
- Идём ребята дальше. Определите маршрут по компасу. Нам нужно двигаться на запад, а а потом пройдя 3 километра на юг. Мы должны достичь луга.
На лугу мы сделаем привал. Мальчики собирают хворост для костра.

Поварами назначаются три девочки.Готовим обед.
Мы немножко отдохнём и песенку споём:
" Картошка"
Сколько раз на привале
Мы картошку пекли
Пировать - пировали
Разговоры вели

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

(припев повторяется дважды)

Очень тонкое дело
Даже для знатока
Подрумянить умело
У картошки бока!

Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай покидай!
А посолишь картошку-
Остывать не давай!

Ключевою водою
Мы картошку запьем
И,конечно, с тобою,
У костра запоем

Припев.
Воспитатель: Пока девочки готовят обед, остальные ребята учатся ставить палатку с нашим инструктором.
Инструктор: Выбирать место для палатки необходимо днем, пока светло, причем, если вы делаете это в первый раз запас времени должен быть приличным. Первым делом нужно решить где поставить палатку
Место для привала выбрано. Очистите его от посторонних предметов, таких как бурелом, камни, кочки и прочее. Если ровной поверхности нет, её придется сделать самим – расчистить, или возможно выкопать небольшое углубление.
Выбирайте, в какую сторону ваша палатка будет стоять входом.

Воспитатель: Палатка поставлена. Можно поиграть. Проведём соревнования по шашкам.

Победителем турнира стал Горяинов Александр. Ему даётся право провести викторину:
Викторина «Знатоки родного края».
1.Почему божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы? (Для защиты от врагов божьи коровки выделяют ядовитую жидкость.)
2.Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко. (Земляника.)
3.Жилье птицы. (Гнездо.)
4.Дышит и растет, а ходить не может. (Растение.)
5.Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка.)
6. Как называется наш луг? (Золотой)
- Почему? (Весной на полянах цветут одуванчики)
7.Крошки, зёрнышки все съели. (Воробьи.)
8..Какого цвета ягоды рябины? (Красного.)
9..Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
10.Где у кузнечика ухо? (на ноге)
11.Животное, которое строит дом на реке. (бобр)
12. Почему наша речка называется Белая? (Берёт исток в меловых горах)
Воспитатель: Молодцы, ребята. На все вопросы Вы ответили верно. Обед наш готов.
Девочка:
В походе ведь все вкусно:
Картошка из костра,
Сардиночка из банки,
Коль свежая она.
А хлеб посыпать солью…
И свежий огурец…
Потом лучком закусим -
И сыты наконец.
Взяли мы с собой котелок
И сварили в нем кулеш -
Такого угощения
В квартире ты не съешь.
Ох, как вкусно!
Наша каша хороша!

Воспитатель: Вкусно все поели,
Аппетит был у всех хорош.
Вы немножко отдохните,
Сил побольше наберите.
После отдыха, друзья,
Мы пойдём туда,
Где бывает вечерняя заря.
(После отдыха дети идут на окраину села)

Здесь растёт очень старое дерево. Играем в игру " Верхолазы".
Дети по очереди взбираются на дерево, с каждым шагом называя различные породы деревьев. Нужно назвать 10. Если кто не может назвать, спускается вниз, называя кустарники.
Дальше на нашем пути встречается река Дон.
Мальчик читает стихотворение:
А. СОФРОНОВ
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли московской,
С Ивана-озера течет...

Воспитатель:Красива природа нашего края.
Дети поют песню:
Текст песни "Наш край"
1
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
2
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Все бегут, бегут дороги
И зовут они вперед.
3
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
4
Детство наше золотое
Все светлее с каждым днем!
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном!
Воспитатель: А сейчас проведём конкурсы:
1-й конкурс: «ТОПКОЕ БОЛОТО»
Кто быстрее пройдёт топкое болото, прыгая с кочки на кочку.
Участвует вся команда.
2-й конкурс: «ЗАВЯЖИ И РАЗВЯЖИ»
На расстоянии 4 м. от каждой команды стоит колышек, к которому привязана узлом лента. По сигналу первый в команде бежит к колышку и развязывает ленту, возвращается и передаёт ленту следующему участнику. Второй бежит кколышку и привязывает её узлом, возвращается и встаёт в конец шеренги и т.д. до последнего участника.
3-й конкурс: «ТУРИСТ ВСЕГДА ТРОПУ НАЙДЁТ»
Задание: по начерченной линии проползти на четвереньках, подпрыгивая на кочках (изображены кружном), обежать кеглю и обратно бежать к финишу, передавая рюкзак следующему.
Воспитатель: Молодцы, девочки и мальчики. Всем присваивается звание ловких, быстрых и смелых ребят. Так держать!
В походе иногда может случится беда. У нас с вами всё прошло хорошо, ЧП не случилось. Но если бы кто - то пострадал. Как же нужно действовать в таких случаях?
С детьми проводится мини – викторина «Лекарственные растения».
-Ты натёр в пути ногу, какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник)
-Какая болотная ягода может заменить лимон? (Клюква.)
-Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Лекарство от кашля)
-Какую траву любят кошки? От каких болезней её применяют? (Валериана. Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах.)
-Считается, что это растение помогает от 99 болезней? Что это? (Зверобой).
-Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. Что это? (Чистотел.)
-Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива.)
-Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете? (Не собирать растения возле дорог, собирать в солнечную сухую погоду, сушить в тени.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отправляемся домой.
Дети:
Научились мы всему:
ставить палатку, костёр разводить, кашу варить.
Мы узнали, где север, где юг -
Научил нас всему воспитатель =
Наш большой друг.

Людмила Дядченко
Сценарий спортивного развлечения «День туризма» (подготовительная группа.)

День туризма (спортивное развлечение для старшей подготовительной группы )

Цель. Создать у детей бодрое, веселое настроение; дать почувствовать радость движения; развивать двигательные способности – силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию; воспитывать дружелюбие, стремление к взаимовыручке

Оборудование. Гимнастические скамейки - 2 шт., дуги для подлезания 50см – 2 шт., обручи – 8 шт., удочки с магнитами – 2 шт., набор рыб, ведро – 2 шт., набор продуктов (картофель, лук, морковь, вода, соль, 2 рюкзака.

Ход праздника

Ведущая. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычные соревнования, они посвящены Дню туризма . День туризма это праздник для тех, кто хоть раз в жизни путешествовал по родному краю : на самолете, в поезде, в автомобиле или пешком. Туризм - это один из самых распространенных видов активного здорового отдыха. Отмечают День туризма во многих странах и практически везде этот праздник отмечают шумно и весело. Проводят различные мероприятия и фестивали. И мы с вами можем сегодня стать туристами и отправимся в путешествие на поиски приключений. Соревноваться сегодня будут команды старшей и подготовительной группы .

Ведущая. Итак, отправляемся в путешествие. Сегодня вам понадобятся находчивость, смекалка и, конечно взаимовыручка.

Вбегает турист .

Турист Подождите , подождите нас, мы тоже хотим с вами.

Ведущая. Ребята, как вы думаете кто это?

Туристы . Да, правильно мы туристы и хотим отправится в поход вместе с вами. Вот уже и рюкзаки собрали.

Ведущая. Ребята, а вы знаете, что нам понадобится в походе. А давайте, тоже соберем себе все самое необходимое. Главное правило туриста – в поход нужно брать не то, что может пригодится. А только, то без чего нельзя обойтись.

Конкурс «Собери рюкзак»

Эстафета : челночный бег, перенести по одному нужному предмету в рюкзак.

Жюри оценивает.

Ведущая. Пока жюри оценивает результаты конкурса, уважаемые зрители немножко встряхнемся и, покажем, что мы тоже готовы к походу

Мы готовы для похода.

Поднимаем выше ноги.

Руки ставим перед грудью,

Разводить их резко будем

С поворотом – раз-два-три.

Не бездельничай, смотри!

Мы активно отдыхаем –

То встаем, то приседаем –

Раз – два – три - четыре - пять,

Вот как надо отдыхать.

Молодцы ребята, садитесь.

Ведущая. Слово жюри.

Выставление результатов конкурса.

Турист Вот и хорошо , все собрали, пора отправляться в путь.

Турист . Вон замечательная полянка в лесу, рядом с озером.

Конкурс «Доберись до места»

Эстафета с препятствиями. Добежать до ориентира, по пути прыжки из обруча в обруч, ходьба на скамейке и проползти под ворота, затем вернуться обратно.

Жюри оценивает.

Игра для зрителей «Собери шишки»

Турист . Добрались, как здесь хорошо – птички поют, рыбки плещутся в воде. Только что-то кушать захотелось.

Турист . Ребята, а что можно приготовить в лесу.

Турист А можно наловить рыбы и сварить уху.

Турист . Рыбы наловить, это я умею (достает из рюкзака сеть и начинает ловить) Не получается.

Турист А , можно вот так (достает шашку динамита) . Мы ее оглушим.

Ведущая. Стойте, стойте чему это вы ребят учите. Так нельзя ловить рыбу - это настоящее браконьерство. Так себя в лесу нельзя вести. Ребята, а вы знаете как вести себя в лесу? Расскажем этим горе - туристам правила поведения в лесу.

Ответы ребят.

Турист Так как же все таки ловить рыбу?

Ведущая. Удочкой.

Конкурс «Рыбалка»

Эстафета с заданием. Добежать до озера (обруч, сесть на пенек, поймать рыбу (удочка с магнитом) и вернутся к команде.

Турист . О сколько рыбы наловили! Молодцы. Теперь можно и обед готовить.

Конкурс «Приготовь обед»

Эстафета : челночный бег, перенести по одному предмету (картошка, лук, вода, рыба, морковь) .

Ведущий : - Молодцы! Тренировку провели вы очень ловко. К походу готовы!

Дети : - Готовы!

Ведущий : - Молодцы. Отправляемся в поход. Каждая команда пойдет по своему маршруту.

Проводится эстафета «Кто быстрее?» .

Дети стоят в колоннах за линией старта. У старта лежит обруч с предметами, которые необходимы в походе - консервы, кружки, ложки, сок. Ребенок берет необходимый предмет, обегает три ограничителя «змейкой» , расположенные на расстоянии двух метров, и кладет предмет в рюкзак, обратно возвращается бегом.

Появляется Баба Яга.

Баба-Яга : - Что за шум? Что за гам? Вы кто такие, и откуда вы пришли? А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес засоряют!

Воспитатель : - Мы не всякие, мы туристы !

Баба-Яга : - Те ребята тоже называли себя туристами , а посмотрите, что натворили! А какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего сто лет! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь? Та бумажка пролежит три года, а может быть и больше, пока природа переварит её. А эта пластиковая бутылка и через пятнадцать, а то и через двадцать лет не исчезнет. Что смотрите? Уходите, сказано не пущу!

Воспитатель : - Уважаемая Баба-Яга, наши ребята знают, как нужно себя вести в лесу.

Баба-Яга : - А это мы сейчас проверим.

Экологические знаки.

Баба-Яга проверят знание детей экологических знаков :

Не топчи цветы, траву.

Тщательно туши костёр, уходя с места отдыха.

Не кричи, не включай громкую музыку.

Не рви паутинки.

Не ломай ветки деревьев.

Не разоряй гнёзда птиц.

Баба-Яга : - А ну-ка скажите, куда девать мусор после себя?

Проводится конкурс «Кто быстрее соберет мусор» .

Дети надевают перчатки, берут мусорные пакеты и по сигналу быстро складывают в них мусор.

Баба-Яга :

Я скажу вам от души -

Все ребята хороши!

Очистили мне полянку.

Баба-Яга : - Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь

Ведущая :А знаете ли вы, на чем еще можно путешествовать? Какие виды туризма существуют ?

Дети : - Водный, конный, лыжный, автомобиль

: - Правильно! Только во время путешествий вас могут подстерегать опасности, а вы должны знать, как можно помочь себе и другим.

задает командам вопросы. За каждый правильный ответ команда награждается листочком.

Задания на знание правил поведения в лесу :

Если ты в лесу поцарапался, а йода или зеленки с собой нет, то чем ты можешь смазать царапину?

Если тебя укусила оса, что ты будешь делать? - Нужно вытащить жало, смазать место укуса мылом.

Если ты сильно разбил коленку, что ты будешь делать? - Нужно промыть рану, обработать ее, перевязать бинтом.

Если ты обнаружил на своем теле клеща, что ты будешь делать? - Нужно сообщить взрослому, смазать кожу маслом и, когда клещ начнет выбираться из-под кожи, нужно его аккуратно вытащить иголкой, обратиться к врачу.

Собираясь в лес на природу помни о правилах безопасности :

1. Надевай одежду, которая плотно облегает твое тело.

2. Кофта должна быть обязательно заправлена в брюки, на голове косынка, капюшон, кепка.

3. Вернувшись из леса, сразу осмотри свое тело. Лучше всего видно присосавшегося клеща на солнце. Обнаружив на своем теле клеща, немедленно сообщи об этом взрослому - сам ты не справишься с этой проблемой.

Если ты загнал под кожу занозу, что ты будешь делать? - Нужно сообщить взрослом, обработать иголку спиртом и вытащить занозу иголкой.

Что делать, если ты ударился головой и набил шишкой? - Нужно приложить что-нибудь холодное : холодную ложку, платок, смоченный в холодной воде, мокрую газету.

Что делать, если тебя покусали комары? - Нужно укусы смазать рапой - соленой водой. Это поможет уменьшить зуд.

Что делать, если в лесу ты встретил дикого зверя? - Нельзя убегать. Лучше

: - Я хочу сегодня предложить покататься на лошадях. Как будет называться этот вид туризма ?

Проводится эстафета «Конный туризм » .

- Хотите? Вот вам задание : необходимо с помощью скейта и каната осуществить переправу. Кто быстрее переправится, тот и выиграл.

Проводится эстафета «Переправа.»

Ведущий :

Мы в поход сходили,

Стали все друзья.

И теперь все знают -

Нам ссориться нельзя!

Ведущий : - Этот день еще мы долго вместе будем вспоминать, и на память о нем мы хотим вручить вам вымпела и награды.

Детям вручают вымпелы и сладкие призы.

Публикации по теме:

День Туризма. Развлечение «Мы идём поход» (средняя группа) Воспитатель. Ребята, сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный день туризма.

Задачи: Формировать навыки выполнения основных правил поведения у дошкольников на улице и дороге; Развивать физические качества в эстафетах;.

Сценарий музыкально-спортивного развлечения «Полет на Луну» (старшая группа) Цели: расширять представления детей об окружающем мире, развивать способность к воображению, импровизации, умение концентрировать внимание,.

Сценарий развлечения с родителями "Школа юного бойца". Ведущая:Дорогие ребята и гости! Сегодня мы отмечаем праздник-День защитника Отечества. На.

Сценарий спортивного летнего развлечения «Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья!» (старшая группа) Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной.

Сценарий спортивного праздника, посвященный Дню защитников Отечества «А ну-ка, мальчики» (подготовительная группа) Цель: Формирование первичных представлений детей о Российской Армии, о необходимости защищать Отечество. Задачи: Закрепление навыков.

Сценарий спортивного развлечения «23 февраля - День защитника Отечества» 23 февраля – День защитника Отечества (досуг для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: - совершенствовать двигательные.

Сценарий спортивного развлечения «День здоровья» День здоровья. Цель: - Формировать двигательную активность детей в процессе выполнения физических упражнений Задачи:- Укреплять физическое.

Сценарий спортивного развлечения «Если хочешь быть здоров» (подготовительная группа) Сценарий спортивного развлечения "Если хочешь быть здоров" (подготовительная группа) Цель: формирование потребности у дошкольников в активном.

ГБОУ СОШ №633 Воспитатель 1: Давным – давно, когда не было автомобилей и правил дорожного движения, люди передвигались пешком или на лошадях.

Сценарий туристско-краеведческого праздника для школьников 6-8 класса «По родному краю с рюкзаком»

Цели:
Образовательные:
- популяризация спортивного туризма, как удовлетворение естественной потребности человека в непосредственном познании окружающего мира, своего края;
- формирование навыков туристкой техники;
- изучение основ туристского быта.
Развивающие:
- развитие активной туристско-спортивной деятельности детей;
- развитие интереса к изучению туризма.
Воспитательные:
- воспитание физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край.
Задачи:
- познакомить с понятием «туризм», видами туризма;
- познакомить с правилами укладки рюкзака;
-научить надевать страховочную систему;
-познакомить с правилами установки бивака;
-дать элементарное представление о типах костра, научить
выкладывать костры различных типов;
-познакомить с основными обязанностями участников группы.
Оборудование: тематические иллюстрации; веревка; скейт; обручи; туристическое снаряжение; дрова для костра, личное снаряжение.

План занятия:
1.Вводный этап.
2.Основной этап.
2.1.Знакомство.
2.2.Разминка « Викторина»
2.3 Эстафета «Соберись в поход»

2.4 Доберись до места
2.5 Снаряжение туриста.
2.6. Переправа.
2.7.Установка бивака.
2.8.Зажги костер
3.Итоговый

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас туристско-краеведеческий праздник «По родному краю с рюкзаком». Мы с вами совершим увлекательнейшее путешествие в мир туризма. Узнаем, чем занимаются и что узнают туристы в походах и на соревнованиях, а также, что объединяет этих романтиков дороги.
-Кто же такие туристы, и чем они занимаются?
- Что означает слово «туризм»? Это слово произошло от французского «путешествие», а путешествовать можно по-разному. На территории нашего края можно заниматься всеми видами туризма.
-Какие виды туризма известны вам?
Преподаватель: Молодцы, ребята! Но перед тем как начать наш праздник я представлю сегодня жюри, которое будет оценивать. (Представление жюри). И первый наш конкурс « Викторина».
1.Конкурс « Викторина» (приложение)
Преподаватель: Молодцы! -Итак, мы отправляемся в дорогу. Без какого важного предмета туристского снаряжения поход не состоится? (рюкзак)
-Рюкзак - это верный друг любого туриста. Походный дом, который всегда рядом. Туристу приходится несколько раз в день собирать и разбирать его. Укладка рюкзака - это целая наука. Постичь некоторые ее азы мы попробуем сейчас.
- Первый участник с пустым рюкзаком бежит к обручу, в котором рассыпаны разные предметы. Его задача: взять только один предмет, который может пригодиться в походе, положить его в рюкзак, вернуться к команде и передать рюкзак следующему игроку, который выполняет такое же задание. Внимание, в обруче есть лишние предметы, которые не понадобятся нам в походе, проявите мышление и смекалку.
2.Конкурс « Соберись в поход»
Преподаватель: Рюкзак собран, можно отправляться в поход. Во время похода на нашем пути могут возникнуть препятствия. И следующий конкурс « Доберись до места»
3.Конкурс «Доберись до места» (“Мышеловка” (строим так: между двумя гимнастическими скамейками натягиваем волейбольную сетку.) пролезание под сеткой, « переправа» (скейт и веревка), бревно, навесная лестница, подъем, траверс, спуск (шведская лестница))

Преподаватель: Препятствии, которые вы преодолели, могут встретиться вам в походе. А вы знаете, что для того, чтобы их преодолеть необходимо специальное снаряжение. Для того, чтобы преодолевать препятствия, нужно научиться пользоваться страховочной системой, которая позволит сохранить жизнь человеку в самых сложных ситуациях. И мы приступаем к следующему конкурсу « Снаряжение туриста»
4.Конкурс « Снаряжение туриста» (одевание системы, перчаток, каски, пристегивание карабинов)
Преподаватель: Продолжаем наш поход. Все туристы должны уметь выходить из любых ситуаций. Впереди у вас речка и маленькая лодка в которую вся команда не помещается. И сейчас задание для капитанов которые должны команду переправить на следующий берег. В руках у капитана команды находиться обруч, это и есть лодка. Капитан стоит в обруче, по очереди он берёт себе в обруч по одному члену команды и бегом переправляются на другой берег. И так до тех пор, пока капитан не переведёт всю команду.
5.Конкурс « Переправа»
Преподаватель: До места стоянки мы с вами, ребята, благополучно добрались. Что необходимо сделать далее? Правильно. Разбить лагерь.
6.Конкурс « Установка бивака» (палатка)
Преподаватель: Молодцы ребята, лагерь установили. Но какой поход без туристического костра. И се
йчас каждая команда зажжет свой костер. В руках у каждого игрока команды находятся по одному полену. По сигналу ведущего ребята по очереди бегут до линии, где они должны построить костёр, в виде колодца. Последний игрок бежит и ставит в внутрь костра макет огня. Чем указывая жюри, что костёр зажжён.
7.Конкурс « Зажги костер»
Преподователь: - Наше путешествие подошло к концу. Все показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное получили заряд бодрости и массу положительных эмоций!
Преподаватель: Сегодня, ребята, вы немного окунулись в многогранный, интересный, полный впечатлений мир туризма. Конечно же, мы с вами прикоснулись только лишь к тысячной доле этого необыкновенного увлечения. Наш праздник подходит к концу. Но любое путешествие должно заканчиваться на хорошей ноте и сейчас наше жюри подвело итоги. Вам слово. (Награждение)

Прилождение

Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Ответ: 4 туриста. 4 ложки и тарелки, список на дереве из 4 человек.
2.Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Ответ: несколько дней назад. Паутина на палатке.
3.На чем они сюда приехали?
Ответ: приплыли на лодке. Весла возле дерева.
4.Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Ответ: недалеко. На картинке видно курицу.
5.Откуда дует ветер: с севера или юга?
Ответ: с юга. На палатке виден флажок, который указывает направление ветра. Если посмотреть на сосны, то с северной стороны у них ветки короче. Значит ветер дует с юга.
6.Какое сейчас время дня?
Ответ: утро. Используя предыдущий ответ можно определить стороны света, а посмотрев на тень от повара видно, что солнце находится на востоке, а значит сейчас утро.
7.Куда ушел Шура?
Ответ: ловить бабочек. За кустами видно сачок.
8.Кто вчера был дежурным? (Назовите по имени.)
Ответ: Коля. Сегодня дежурит не Шура (он ловит бабочек), не Коля (он у рюкзака с буквой "К"), и не Вася (он фотографирует, в его рюкзаке с буквой "В" лежит штатив). Значит дежурный - Петя, а вчера дежурил Коля.
9.Какое сегодня число какого месяца?
Ответ: 8 августа. Сегодня дежурит Петя, значит 8 число. Видно арбуз, значит сейчас август.

Сценарий мероприятия «Всемирный день туризма»

Цели и задачи мероприятия:

Формирование знаний о туризме, о выживании в природных условиях как основы для развития творческого потенциала личности,

Формирование основы здорового образа жизни,

Формирование эмоционально-положительного отношения друг к другу, чувства коллективизма.

Оборудование: презентация, видеоролики, жетоны.

Ребята! Сегодня отмечается всемирный день туризма. Путешествовать, как же это отлично! Нет ни одного человека на земле, который бы не любил странствовать по свету. Праздник любого, кто ощущает себя туристом, и не важно, будет это поездка к ближайшей лесной опушке или в экзотическую страну. В этот день можно поздравить всех, кто связан с путешествиями и туризмом: экскурсоводы, туроператоры, работники гостиниц.

Просмотр видеоролика.

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.

А каким другим словом можно заменить слово “путешествие”? (Поход)

Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог. Кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми.

А как называют таких людей? (Туристы)

Сегодняшнюю нашу встречу, мы и посвятим таким людям.

А путешествовать будем по нашему краю.

Но прежде, необходимо подготовиться к путешествию. Для этого предлагаю поучаствовать в конкурсах, а самых активных участников ждёт вознаграждение.

Конкурс: «Загадки про туризм»

В кармане моем –
замечательный друг:
Он знает, где север, и знает, где юг.
(Компас)

Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной.
(Рюкзак)

Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай и кофе вскипятить.
(Котелок)

На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода - хорошо,
Но с собой не понесешь.
(Костер)

Назовите вещи, которые туристу необходимо положить в рюкзак.

(Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.)

Каждому туристу необходимо знать «секреты рюкзака», именно это мы и попробуем выяснить.

Конкурс «Секрет рюкзака»

1.Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)

2.Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие: одеяла, полотенца.)

3.Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? (Под лямками вверху).

4.Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).

5.Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? (Чтоб не крошился).

6.Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход.

А можно ли, если неизвестен прогноз погоды? (Нет)

Верно. Туристу необходимо знать сводку погоды.

Внимание! Приготовьтесь к следующему конкурсу «Прогноз погоды».

1.Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная).

2.Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода).

3.Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (Ненастную).

4.Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (К дождю).

Что ожидает ребят на туристской тропе? Конечно, новые задания. Маршрут нашего похода проложен от вопроса к вопросу.

Викторина

1.Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными?

(Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее)

2.Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом?

(Меньше жажда)

3.Почему туристы делают канавки вокруг палатки?

(Для стока воды на случай дождя)

4.Кто в походе самый главный? (Руководитель похода)

5.Что делает замыкающий в туристской цепочке?

(Следит за тем, чтобы никто не отстал)

6.Отчего лечит подорожник?

(Останавливает кровотечение; применяется, если кто – то натёр ногу, при укусе осы)

7.Зачем для похода спички покрывают парафином или лаком для ногтей?

(Чтобы уберечь от влаги)

Какой же поход без костра? Чтобы разжечь его необходимо знать ряд правил.

Конкурс «Костер по всем правилам»

1.Что такое разжига? (Это топливо, которое легко воспламеняется).

2.Какое топливо не годится для разжиги? (Осиновые ветки, хвойные зелёные ветки.).

3.Что является прекрасной разжигой? (Сухие ветки, сухая трава).

4.С какой стороны разжигают костёр? (С подветренной).

5.Костёр разжигается с верху или снизу? (Снизу).

Молодцы вы прошли все поставленные перед вами задачи! Мы гордимся вами. А сейчас я бы хотела напомнить вам заповеди туриста:

    Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.

    Дорогу осилит идущий.

    Если ты услал – помоги товарищу, и тебе станет легче.

    Каким бы маленьким не был оставшийся кусочек хлеба – в походе его делят на всех.

    Плохой поход бывает у плохих туристов.

    Успех похода полностью зависит от его подготовки.

В 2014 году День туризма проходит под девизом - «Туризм и водные ресурсы: защита нашего общего будущего». Таким образом, Всемирная организация хочет подчеркнуть роль туризма в объединении мировых культур при помощи путешествий.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы помните, что оно было посвящено Дню туризма.

Награждение победителей по итогам конкурсов.

Просмотр видеоролика.

Праздник физкультуры «День юного туриста» для учащихся 5-9 классов.
Термин «туризм» впервые встречается в Х1Х в. в английских источниках и означает экскурсию или путешествие. Как правило, это процесс творческий, ведь прежде чем отправиться в путешествие, туристы готовят снаряжение, изучают район похода, разрабатывают маршрут. Во время похода они ведут дневник, фотографируют или рисуют, слагают песни и исполняют их возле костра.
Краеведение и туризм - одни из наиболее интересных направлений в работе учебного заведения. Это обусловлено тем, что любознательность учеников никогда не исчерпается, они всегда хотят узнать, что происходит на земле, где они родились и живут, что было до них, как жили люди раньше, какими были их быт, одежда, праздника и будни - всю разноцветную палитру жизни.
Первым этапом подготовки к многодневным по-ходам должны стать экскурсии и походы выходного дня. Походы выходного дня с целью активного отдыха организовывают и проводят в любое время года. Их условно разделяют на прогулочные, оздоровительные, тренировочные и спортивные. Кроме того, их различают по расстоянию, скорости пере-движения, характеру пути и естественных препятствий и целью проведения.

Характеристика походов выходного дня
Отправляясь в прогулочные и оздоровительные походы, не предусматривающие привал с костром, ученики берут с собой чай или кофе в термосах. В однодневных походах обычно делают общий стол из взятых из дома бутербродов и фруктов. Желательно, чтобы вес продуктовой части рюкзака в однодневном походе не превышал 1,2-1,3 кг на человека. В несложных многодневных походах энергетические затраты составляют 3000-3500 ккал, вес продуктов на одного человека может составлять до 1 кг. В более сложных походах затраты энергии увеличиваются до 4000 ккал при соотношении белков, жиров и углеводов 1: 1: 4. Следует брать продукты, обладающие при минимуме веса максимальными вкусовыми качествами и энергетическим эффектом.

Для того чтобы продукты не портились, нужно создать им условия для охлаждения, отведения газов и окружить бактерицидным пространством (чеснок, лук, чёрный перец). Самое главное - это беречь их от влаги.

Первый поход должен носить прогулочный или оздоровительный характер. Маршруты могут быть линейными или радиальными. Режим движения - это совокупность особенностей ритма и тем¬па в зависимости от условий маршрута. На переходах можно идти приблизительно по 35-50 мин, делая остановки продолжительность 5-15 мин. Первую остановку на небольшой привал лучше устроить через 10-15 мин после выхода, снять лишнюю одежду (чтобы не перегреваться), проверить обувь, восстановить дыхание, подтянуть лямки рюкзака, выяснить самочувствие.

Темп движения зависит от физической подготовленности учащихся. Во время передвижения по ровной тропе, полевой или лесной дороге темп может быть высоким. На сложных участках с естественными препятствиями неподготовленные ученики, набравшие высокий темп, могут из-за слабой техники быстро устать. Кроме того, на темп движения влияют погодные условия, рельеф, характер растительности, туристский опыт и умения предусматривать различные обстоятельства и точно ориентироваться.
Однодневные и многодневные походы проводят согласно «Правилам проведения туристских спортивных походов». Главное требование этих правил - безопасность проведения походов. Правилами определён количественный состав группы, участвующей в походе выходного дня (не менее 4 и не более 50 учеников). Если участников больше, то создают параллельные группы.

Группу туристов возглавляет опытный руководитель, владеющий основными навыками туристской жизни, а также ознакомленный с необходимыми мерами безопасности движения. Заместителя руководителя избирают из числа опытных туристов. Приказы и распоряжения заместителя обязательны для исполнения всеми членами группы.
Завхоз похода отвечает за питание и снаряжение, ведёт их учёт, распределяет продукты и груз по рюкзакам, составляет меню и назначает дежурных. Врач группы должен иметь аптечку с набором медикаментов, необходимых для предоставления первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях.

Подготовка и проведение «Дня юного туриста»
Однодневный поход проводят после завершения первого года обучения юных туристов в мае. Туристы старшей и младшей групп, прибыв на место стоянки, приступают к разбивке лагеря. Праздник проводят после завтрака.

Ход мероприятия
Ведущий. Дорогие друзья! Никто не откажется пойти в поход по лесным тропам, любуясь чудесами природы, узнавая каждый раз что-то новое и интересное. Что может быть лучше встречи с природой? Пространство полей, чащи лесов, голубизна озёр, наблюдение за жизнью зверей, птичьи концерты по утрам и вечерам!
Ежегодно мы проводим праздник посвящения в туристы. Прежде чем вас примут в туристы, вам необходимо пройти испытания. Все знания, полученные вами во время уроков, сегодня вам пригодятся, и вы продемонстрируете, готовы ли вы быть туристами. Желаем вам успехов!
(Младших учеников распределяют на группы по 2-4 человека. Участвующие в мероприятии ученики старших классов расходятся по своим этапам, где они будут выполнять роль судей.)

1-й этап «Ориентирование»
Каждому участнику выдают компас и задают следующие вопросы:
1. Как определить азимут на предмет?
2. Как ориентироваться в лесу без компаса?
3. Как ориентироваться по солнцу?
4. Как помогают ориентироваться на местности
часы?
5. Как ориентируются в походе по деревьям?Судьи напротив фамилии участника делают соответствующую запись («сдал», «не сдал»).

2-й этап «Топография»
Перед участниками расставлены карточки с топографическими знаками. Каждому предлагают назвать 3-4 знака.

3-й этап «Первая медицинская помощь»
Участники вытягивают билеты и по очереди отвечают на следующие вопросы:
1. Что делать, если товарищ вывихнул ногу или руку?
2. Какую помощь необходимо оказать в случае перелома?
3. Что делать, если товарищ потерял сознание?
4. Назовите ваши действия в случае оказания пер-вой помощи при ожоге.
5. Как помочь товарищу, если он оцарапался или ударился?
6. Что делать, если товарищ натёр ногу?

4-й этап «Складывание рюкзака»
Перед участниками на земле лежат различные предметы. Из них необходимо выбрать необходимые в походе и правильно сложить в рюкзак.

5-й этап «Знаете ли вы грибы и лечебные растения?»
Вопросы:
1. Назовите съедобные грибы.
2. Назовите несъедобные грибы.
3. Какие целебные свойства грибов вы знаете?
4. Какие несъедобные грибы очень похожи на съедобные?
5. Назовите известные вам лечебные растения.

6- й этап «Приготовление обеда»
(Распределить обязанности учеников в приготовлении обеда, выдать продукты и меню. Под руководством старших учеников и руководителя похода дети готовят обед, накрывают на «стол», приглашают всех попробовать приготовленные блюда.)
Ведущий. Сегодня вы приготовили свой первый обед на костре. Он будет самым вкусным и обязательно запомнится вам вместе с досадными ошибками (пересолили, не доварили и пр.), которые вы будете вспоминать как самое забавное, что произошло с вами в первом походе. Приятного аппетита!
(После обеда ученики отдыхают 30-35 мин, делятся впечатлениями, старшие ученики рассказывают весёлые истории из прошлых походов.
После отдыха праздник продолжается. Все туристы отправляются к заранее подготовленной туристской по-лосе препятствий. Перед началом проводят инструктаж по технике безопасности во время преодоления полосы препятствий.
На полосу препятствий участника допускают только после тщательной проверки завязанных узлов.)

7- й этап «Полоса препятствий»
1. Маятник
К толстым ветвям деревьев на высоте 4-6 м привязана капроновая верёвка, свободный конец которой не достаёт до земли 15-20 см.
Двумя линиями обозначают препятствие, которое ученики должны преодолеть.
2. Навесная переправа
Основную верёвку натягивают между двумя деревьями. Для переправы участника прикрепляют двумя карабинами к верёвке головой вперёд.
Он должен перетягивать себя с помощью рук на противоположную сторону.
3. Переправа по бревну
Бревно длиной 6 м и диаметром 15-20 см устанавливают через канаву. Капроновую верёвку натягивают между двумя деревьями параллельно бревну.
Участники по очереди переправляются на противоположную сторону (грудная обвязка - карабин).
4. Переправа по жердям
Лёгкие жерди длиной 2,5-3 м установлены на деревьях.
Участники по жердям переправляются на противоположный берег условной реки.
5. Кочки
В произвольном порядке расположено 10-12 «кочек».
Участник, перепрыгивая с «кочки» на «кочку», должен преодолеть препятствие, не наступив на землю.
На каждом этапе находятся старшие ученики, помогающие детям и следящие за техникой безопасности. Для туристской полосы препятствий желательно выбрать место, на котором руководитель мог бы контролировать все этапы.

После преодоления полосы препятствий все приходят на большую лужайку, где проводят конкурсы.

1. Разжигание костра
Разжечь костёр с помощью естественных материалов (листва, трава, кора, веточки), израсходовав как можно меньше спичек. Побеждает участник, который зажжёт костёр одной спичкой, и пламя костра пережжёт нить, натянутую между двух опор.

2. Завязывание узлов
Участникам предлагают завязать 6 узлов («восьмёрка», «девятка», схватывающий, встречный, простой, булинь). Побеждает участник, быстрее и правильнее всех завязавший узлы.

3. Викторина
Ориентировочные вопросы:

  1. Без чего не может обойтись никакой турист? (Без ложки)
  2. Два ремня висят на мне,
    Есть карманы на спине.
    А в поход пойдёшь со мной -
    Я повисну за спиной.
    (Рюкзак)
  3. До каких пор можно идти в лес? (Пока не дойдёшь до середины леса)
  4. Какое морское животное, приобретая одну букву, становится насекомым? (Омар - комар)
  5. И от ветра, и от зноя,
    От дождя тебя укроет.
    А как спать в ней сладко!
    Что это?.. (палатка)
  6. Какая нить самая тонкая? (Паутина)
  7. Качается стрелка туда и сюда,
    Укажет нам север и юг без труда.
    (Компас)
  8. Растёт ли дерево зимой? (Нет)
    Если человек не желает заниматься по утрам бегом - ничто не сможет его остановить.
    Йоги Берра
  9. В какую сторону света повёрнута головка подсолнечника в полдень? (На юг)

4. Эстафета « Кто быстрее перенесёт рюкзак»
Участников объединяют в две команды. В каждой команде участников объединяют в пары «турист-рюкзак». Побеждает команда, чьи «туристы» с «рюкзаками» первыми завершат эстафету.

5. Подвижная игра «Бой петухов»
На земле начерчен круг диаметром 2-3 метров. Участников объединяют в две команды. По одному участнику из каждой команды становятся в круг. Каждый из них поднимает одну ногу, руки кладёт за спину. По сигналу «петухи» начинают выталкивать плечом друг друга из круга, стараясь не потерять равновесие. Побеждает команда, у которой окажется больше победителей.

6. Подвижная игра «удочка»
Участники игры становятся вокруг ведущего. Он крутит верёвку, к которой привязан мешочек с песком («удочка»). Участники следят, чтобы мешочек, двигающийся возле земли, не коснулся их ног и подпрыгивают. Кого удочка зацепила, тот выбывает из игры. Побеждает участник, оставшийся последним.

Подведение итогов
Ведущий. Завершается туристский день, завершается наш праздник. Вы успешно справились с заданиями, овладели первичными навыками туристов. Помните, что настоящий турист - это друг и защитник природы, который заботу о ней считает своей святой обязанностью. Он не будет рубить живое дерево ради жердей и кольев для палатки, а воспользуется сухостоем. Он не будет загрязнять реки мусором и объедками, не забудет старатель¬но погасить костёр и не превратит своё пребывание в гостях у природы в стихийное бедствие для её жителей - зверей, птиц и растений. Берегите и охраняйте природу! Тогда встречи с ней станут для вас настоящим праздником!

Приложение № 1 Правила поведения на природе
1. Не собирайте букетов цветов, не срывайте растений, находящихся под охраной.
2. Не срывайте без необходимости грибы. Не трогайте поганки. Оберегайте старые грибы: в них есть споры, которые дадут начало новым грибницам.
3. Не ломайте ветви деревьев и кустов.
4. Соблюдайте тишину, слушайте пение птиц, шелест листвы, воспринимайте красоту сердцем.
5. Не оставляйте следов своего пребывания в лесу. Остатки пищи положите возле муравейника, мусор соберите или закопайте.
6. Не забирайте домой здоровых птенцов или зверей. Если вы нашли раненое животное, помоги¬те ему.
7. Не разрушайте старых гнёзд, не засоряйте дупла деревьев: в них могут жить птицы и звери.
8. Подкармливайте птиц и зверей зимой.

Приложение № 2 Туристское снаряжение
Одно из условий успешного проведения похода - правильно подобранное личное и групповое снаряжение. Вещи хранят в рюкзаке. На случай дождя нужно иметь полиэтиленовую плёнку, которая защитит туриста и палатку в случае продолжительного ливня.

Перечень группового снаряжения
1. Палатки (в зависимости от количества участников похода).
2. Котелки для приготовления пищи.
3. Топоры (2-3 шт.)
4. Кухонные ножи.
5. Сковорода.
6. Половник.
7. Доска для обработки продуктов.
8. Спички в водонепроницаемой упаковке.
9. Фонари (3-4 шт.)
10. Аптечка.
11. Набор для ремонта снаряжения.
12. Фотоаппарат.
13. Портативный радиоприёмник.
14. Мячи, ракетки.
15. Элементы питания для фонарей и радиоприёмника.